Кирпичев Г. Б., Ростов - на - Дону

УДК 330.322

Проблемы привлечения инвестиций в авиационный бизнес
и некоторые пути их решения

В докладе описываются проблемы эффективности деятельности российских авиакомпаний и рассматриваются пути повышения их конкурентных преимуществ с использованием инновационных решений. Предложен комплекс мероприятий, направленных на преодоление трудностей, связанных с привлечением инвестиций на реализацию инновационных проектов в авиационном бизнесе.

Воздушный транспорт представляет собой крупную составную часть инфраструктуры и оказывает существенное влияние на динамичность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

В настоящее время обнажилось немало проблем эффективности авиационной деятельности, которые накапливались многие годы. Возросла стоимость авиатоплива, наземного обслуживания, эксплуатационных расходов. Растут затраты на заработную плату персонала, налоги, всевозможные сборы и дополнительные платежи, устанавливаемые правительствами и аэропортами. Малейшие политические и экономические потрясения сильно сказываются на функционировании российского рынка авиаперевозок, а рост конкуренции, отмечающийся последние годы, отражается на финансовых показателях отечественных авиакомпаний и приводит к снижению прибылей.

В современных условиях получить преимущества перед конкурентами компании позволяет эффективная реализация управленческих инноваций. Инновации подразумевают как качественный скачок в наших представлениях, так и новый оборот в использовании уже известной идеи.

Так, крупные иностранные авиакомпании, сталкиваясь в своей деятельности с аналогичными трудностями, продолжают успешное развитие, открывают новые маршруты, проводят модернизации парка воздушных судов и повышают уровень обслуживания. Они успешно диверсифицировались в туристический, гостиничный, почтовый и иной бизнес с высокой нормой прибыли. Воздушные перевозки пассажиров, которые традиционно отличаются невысокой рентабельностью, выполняют свою основную задачу -обеспечение стабильного функционирования других высокорентабельных видов деятельности компании.

Несмотря на то, что решения, связанные с диверсификацией деятельности авиакомпаний широко используются в мировой практике, их внедрение позволит российским авиаперевозчикам  получать существенные преимущества перед конкурентами. А как известно, инновации - это любой новый подход, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами.

Развитие новых высокорентабельных видов деятельности, сопутствующих основным, практически всегда связано с необходимостью привлечения немалых финансовых ресурсов, которыми российские авиаперевозчики не располагают.

Казалось бы, рецепт инвестиционной привлекательности универсален для зарубежных и российских компаний. Она обусловлена проработанным бизнес-планом, перспективным рынком, убедительной стратегией работы, эффективным менеджментом, прозрачностью компании. При этом достаточно иметь приемлемые финансовые показатели и структуру баланса, хорошую кредитную историю, достаточность активов для обеспечения сделки. Однако воспользоваться предлагаемым рецептом инвестиционной привлекательности российским перевозчикам мешает ряд факторов.

В первую очередь, затруднения связаны с долгосрочным характером будущих вложений. Инвестиционные проекты, связанные с диверсификацией в родственные сферы деятельности авиакомпании, редко имеют сроки окупаемости менее пяти лет, что вызывает дополнительные сложности при поиске источников финансирования.

В российских банках в настоящее время затруднительно получить долгосрочные кредиты. Как правило, кредитование осуществляется на один год, а в исключительных случаях - на два-три года. На таких условиях сотрудничества с банками компании либо вовсе отказываются от реализации инвестиционных проектов, либо вынуждены постоянно рефинансировать займы, что само по себе несет дополнительные риски. Между тем, любая компания заинтересована в улучшении структуры заимствований и замещении краткосрочных кредитов долгосрочными.

Практика деятельности иностранных финансовых учреждений показывает, что в ведущих западных странах кредиты гораздо дешевле, чем в России. Кроме того, за рубежом имеется реальная возможность получать долгосрочные кредиты на срок более пяти лет. Однако привлечение иностранных инвесторов всегда связано для большинства российских компаний со значительными трудностями.

Поэтому представляется необходимым проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской авиакомпании, которые способны в конечном итоге открыть для предприятия доступ к долгосрочным иностранным инвестициям и существенно снизить стоимость заемных средств.

В первую очередь необходимо определить и сформулировать продуктовую и финансовую стратегии. Затем ставится задача показать себя прозрачной публичной компанией на внутреннем рынке. Очевидно, что ни один инвестор не будет осуществлять вложения в компании, информация о деятельности которых не раскрывается.

Следуя принципам прозрачности и ориентируясь в перспективе на привлечение средств от западных финансовых институтов, рекомендуется уже на первых этапах составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами (МСФО). Сведения о финансовых результатах компании должны быть представлены инвестору в понятной форме, дающей возможность сопоставить их с данными других компаний и отслеживать изменение показателей во времени.

Повышения кредитного рейтинга можно добиться, продемонстрировав инвестиционному сообществу, что компания всегда своевременно исполняет финансовые обязательства.

Первым шагом выступит разработка вексельной программы. Вексель - удобный финансовый инструмент, позволяющий компании выйти на финансовый рынок и накопить публичную кредитную историю. Последовательная реализация вексельной программы позволит компании перейти к более серьезному проекту. После формирования ликвидного рынка обязательств компании реально провести выпуск сначала одного, а затем и нескольких облигационных займов.

Успешная торговля облигациями компании является шагом к первичному размещению акций, которое целесообразнее провести на российских торговых площадках, а затем - к размещению части своего уставного капитала на Нью-Йоркской фондовой бирже в виде американских депозитарных расписок (ADR) сначала первого, а затем и последующих уровней. Как правило, в виде ADR размещается до 10% акций компании.

Таким образом, последовательное осуществление предложенных этапов выхода на иностранные торговые площадки позволит компании позиционировать себя там как надежного заемщика и привлекать средства по цене, удовлетворяющей инвесторов и приемлемой для самой компании.

В настоящее время в ведущих российских авиакомпаниях идет напряженная работа по осмыслению инновационного подхода к развитию их деятельности. Выработка эффективных стратегий развития бизнеса и трансформация авиакомпаний в современные эффективные организации будет способствовать привлечению инвестиций, что позволит успешно конкурировать и побеждать как на внутреннем, так и на мировом рынке воздушных перевозок.

Литература

  1. Бучарт Г., Смит П. Воздушный транспорт России: старые проблемы и новые перспективы. // Авиатранспортное обозрение. - 2003. - № 37.
  2. Томпсон А.А. , Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.